admin Администрация
Зарегистрирован: 12.01.2007 Сообщения: 685 Откуда: г. Минск
|
Заголовок сообщения: ЗАЗ 1105 Добавлено: Пт Янв 12, 2007 11:48 pm |
|
|
Технические характеристики ЗАЗ 1105 »
Объявления о продаже ЗАЗ 1105 »
Запчасти к ЗАЗ 1105 »
ЗАЗ-1105 "Дана" представляет собой модификацию "Таврии" с пятидверным кузовом универсал. Выпускается с середины 1995 года.
Леонид Сапожников, За рулем №8 1997
Помнится, лет двенадцать назад, когда "Таврию" готовили к производству, в одной из лабораторий завода работал испытательный стенд. Его ползун без устали дергал трос привода сцепления, который обязан был выдержать не менее 700 тысяч таких рывков. Если трос рвался раньше, его утолщали или брали сталь другой марки. Неудивительно, что у "таврий" первых лет выпуска он никого не подводил.
А нынче непременно нужно иметь запасной, особенно в дальней дороге. Я не принимал этот совет всерьез, пока трос не лопнул - и всего-то после 22 тыс. км! К счастью, это случилось в городе и на первой передаче, поэтому до дома, хоть и с муками (вы заводили двигатель при включенном сцеплении?) удалось добраться своим ходом...
Не раз возникали проблемы с пуском двигателя. Сначала причина была в окислившихся контактах замка зажигания. В другой раз характерные щелчки под капотом указали на электромагнитное реле - перегорел проводок на входе одного электромагнита. К сожалению, реле выполнено неразъемным, так что пришлось его менять.
Особо надо сказать об аккумуляторной батарее родом из Подольска. Мы установили ее на "Дану" по собственной инициативе: соблазнило, что батарея емкостью 55 А.ч входит в малогабаритную нишу в моторном отсеке. С полгода она вела себя молодцом, но однажды после пятнадцатидневной вынужденной стоянки не оказалась в состоянии даже зажечь контрольные лампочки. Плотность электролита за пару недель упала с 1,27 до 1,10 г/см3. Причина саморазряда - токопроводящие "дорожки" из грязи с электролитом, соединившие клеммы. С трудом удалось реанимировать батарею, но она теперь "инвалид", требующий постоянного внимания и ухода. Думается, расположить в одной плоскости и клеммы, и заливные отверстия - анахроничное конструкторское решение.
При морозах возникала течь "Тосола" на стыках шлангов с металлическими патрубками системы охлаждения. Очень правильно поступает польская фирма "Дамис Мотор", устанавливающая на "тавриях" своей сборки современные хомуты вместо ленточных. Кстати, фирма отказалась и от украинского пучка высоковольтных проводов (так и хочется назвать его "одноразовым") и устанавливает свой пучок синего цвета. Советую владельцам "таврий" при случае приобрести его в Польше. Стоило мне установить на "Дане" такой пучок, как работа двигателя преобразилась: перестали "гулять" обороты холостого хода.
Напомню: ЗР получил "Дану" с "родным" мотором МеМЗ-245 (1100 см3, номинальная мощность - 51 л. с.). Для пятидверного кузова, который тяжелее трехдверного примерно на 70 кг, он слабоват, что особенно ощущалось на затяжных подъемах. От силового агрегата VAZ 2108 мы отказались: для "Таврии" он, в общем, случайный эпизод, так что испытания потеряли бы смысл. И тут мелитопольские моторостроители обратили наше внимание на МеМЗ-301 - более мощный, чем 245-й, и, главное, почти никому еще не известный.
В свое время мы рассказали о перспективной гамме двигателей Мелитопольского моторного завода. Был в ней МеМЗ-310 рабочим объемом 1250 см3. Эта удачная модификация базовой, 245-й модели требовала значительных расходов на подготовку производства, непосильных для завода. Поэтому конструкторы создали упрощенный вариант МеМЗ-301 рабочим объемом 1200 см3, в котором по сравнению с базовой моделью изменены лишь коленчатый вал и поршни, а блок цилиндров и шатуны оставлены прежними. Ход поршня увеличен на 7 мм. В принципе, при переделке 245-го в 301-й достаточно заменить коленвал, поршни и комплект прокладок.
Хотя на день замены двигатель "Даны" прошел всего 27 тысяч, оставляло желать лучшего состояние поршневых колец (кроме верхних) и вкладышей - шатунных и коренных. Поменяли, конечно, и сальники.
В двигателе обнаружили следы грязи - похоже, перед сборкой на конвейере его плохо промыли. Посторонние частицы внедрились в седло редукционного клапана масляного насоса, и давление масла снизилось почти до критической отметки.
Оба двигателя - старый и новый - "погоняли" по нашей просьбе пару дней на испытательном динамометрическом стенде. Вот некоторые сравнительные результаты из протокола:
При сравнении значений удельного расхода надо иметь в виду, что перед испытаниями 301-го двигателя были внесены изменения в карбюратор "Солекс": главный топливный жиклер второй камеры увеличили с 95 до 97 и во избежание повышения токсичности несколько уменьшили жиклер холостого хода.
Воздержусь от комментариев к этой таблице: читатель может сделать выводы сам. Отмечу только, что на обратном пути из Мелитополя я сразу ощутил выигрыш в динамике: 301-й спокойно "разрешал" обгоны, идти на которые с 245-м я бы не рискнул. Время разгона с 80 до 100 км/ч сократилось на 20-25%. Легче стало и на подъемах: переключаться на пониженную передачу приходится теперь гораздо реже.
Таковы первые, хорошие впечатления от МеМЗ-301. При повседневной езде в потоке движения он даст новую информацию о себе еще не скоро. Поэтому собираюсь испытать его в относительно жестких условиях на очередном этапе международного ралли журналистов.
"ТАВРИЯ-ДАНА"
Леонид САПОЖНИКОВ
За рулем №3 1998
В прошлый раз я рассказал о том, как мы с "Даной" побывали на Мелитопольском моторном заводе, где путем замены коленчатого вала и поршней ее "родной" МеМЗ-245 превратился в МеМЗ-301 с рабочим объемом 1200 см3. Максимальная мощность при 5000 об/мин возросла при этом с 48,4 до 56,6 л. с., а максимальный крутящий момент при 3500 об/мин - с 7,8 до 9,6 кгс.м. Последующие 5000 км пробега показали, что расход бензина АИ-92 остался практически неизменным (около 6л/100 км при скорости 90-100 км/ч).
В дальнейшие планы входило испытать МеМЗ-301 на очередном этапе международного ралли журналистов, которое регулярно проводится на Украине. Хоть это и любительские соревнования, нагрузки на силовой агрегат и ходовую часть там нешуточные. Но незадолго до соревнований обнаружились люфты в рулевом механизме, а вскоре слева возник стук наконечника рулевой тяги.
Пришлось стартовать на другой машине, которая была под рукой, - "Мазде-323" с дизельным двигателем 1600 см3. Сравнивать ее с "тавриями" не очень корректно, но здесь это вышло само собой. На "Дане" при фигурном вождении не страдаешь из-за отсутствия гидроусилителя руля, на "Мазде" же руки наливались свинцом, особенно при прохождении длинной (18 вешек) "змейки". И дело здесь не только в большой, около 200 кг, прибавке массы, но и в том, что у AWтомобилей семейства "Таврия" конструктивно очень удачное рулевое управление (его ведущий разработчик Лев Азархин, которого я знал лично, считался одним из лучших специалистов в СССР).
Я наблюдал в середине 80-х рождение "Таврии", ездил еще на опытных образцах и, естественно, неравнодушен к этому AWтомобилю. Поэтому, чтобы подстраховаться от необъективности, сел за компьютер и "влез" в интернетовскую AWтомобильную конференцию relcom. wheels: что там думает о "Таврии" народ?
"Очень шустрая и верткая, с прекрасной управляемостью, руль "острый", информативный..."
"Вполне нормальный AWтомобиль за свои деньги. В городе очень юркий. Жаль лишь, что качество все хуже, а цены все выше..."
"Машина как машина. Задумана хорошо, а сделана - как повезет..."
Мне с этой "Даной" не повезло: к 36-й тысяче километров у нее накопился целый букет "болячек". Некоторые из них, будучи устранены, через 5-10 тыс. км возникают вновь.
Кузов протекает в районе задней, пятой двери. Определить место течи не удалось ни мне, ни другим знакомым владельцам ZAZ 1105. В дождливый период приходится перекладывать инструменты из багажника в салон, чтобы не заржавели... Как тут не вспомнить душ высокого давления, через который еще в начале 90-х проходили после сборки все "запорожцы" и "таврии"! Похоже, контроль герметичности кузова сочли на Запорожском AWтозаводе излишеством - по крайней мере в отношении "Даны".
Не удержусь, чтобы не рассказать анекдот, услышанный мной на "АвтоЗАЗе". Технологи "Дэу" рассказывают запорожским коллегам: "Мы проверяем герметичность с помощью кошки. Запускаем ее вечером в AWтомобиль и закрываем двери. Если к утру кошка жива, значит, кузов бракованный". "У нас почти такой же метод! - подхватывают запорожцы. - Запускаем кошку, все плотно закрываем. Если утром ее нет, значит, кузов бракованный..."
Есть, однако, у кузова и достоинства. Одно из них я оценил совсем недавно, когда впервые в жизни ехал в "восьмерке" сзади в меховой шапке. Рост у меня всего 173 см, но голова упиралась в потолок и пришлось держать ее наклоненной. В AWтомобилях семейства "Таврия" задним пассажирам ощутимо легче. Заводчане объясняют это высоким, под два метра, ростом бывшего главного конструктора Владимира Стешенко и главного дизайнера Игоря Гальчинского, примерявших посадочный макет на себя...
Кузов "Даны" заслуживает похвалы и за качество окраски "металлик". Она не только красива, но и прочна. Возможность проверить это дали те же соревнования, перед началом которых AWтомобили обклеиваются рекламой спонсоров. Должен признаться, я отдирал эти наклейки иной раз через полгода, и ни разу они не "повели" за собой краску, как это случалось у моих коллег.
В моторном отсеке после модернизации двигателя пока нет серьезных проблем. Но вновь заявил о себе некогда устраненный дефект: наружная чашка шкива "москвичовского" генератора сместилась по отношению к внутренней, из-за чего ремень то натягивается сверх меры, то провисает. А еще из системы охлаждения уходит "Тосол", причем особенно сильно во время морозов. Но и летом уровень в расширительном бачке заметно падает - правда, при этом, как бы испытывая угрызения совести, надолго задерживается в районе отметки "минимум". Интересно, что эту загадочную особенность отмечают владельцы многих "таврий".
Трансмиссия ведет себя нормально. Единственное связанное с ней приключение - обрыв троса сцепления на 22-й тысяче километров. С тех пор постоянно вожу с собой в багажнике запасной трос (стоимость нового - от 30 до 40 руб.).
К ходовой части две претензии. Передние амортизаторы пора заменить или перебрать (цена - около 200 руб. за штуку). При спокойной езде в нормальных дорожных условиях они ведут себя благопристойно, но в экстремальных ситуациях полагаться на них уже опасно. Вторая претензия относится к искривленным шинам. Впрочем, этот недостаток быстро самоликвидируется. Только не подумайте, что шины (белоцерковская "бэ-элка") выравниваются! Просто они уже настолько износились, что к 40 тысячам километров их можно будет выкинуть (стоимость комплекта отечественной резины для "Таврии" - около 1000 руб.).
Тормоза, благодаря вакуумному усилителю, эффективны. Передние тормозные колодки служили 30 тыс. км. На 36-й тысяче уже не впервые обнаружилась слабость стояночного тормоза, трос которого у "таврий" слишком быстро вытягивается (цена нового - 60 руб.). Но на сей раз дело было не только в этом: потребовал замены тормозной цилиндр одного из задних колес (35 руб.).
В списке накопившихся дефектов есть и такие:
- разрушились резиновые чехлы на вале управления коробкой передач (4 руб. за штуку) и две из трех подушек подвески глушителя (5 руб. каждая);
- отломилась (неизвестно где и как) клемма выключателя фонарей заднего хода (новый стоит 25 руб.);
- щетка стеклоочистителя плохо удаляет влагу с ветрового стекла, а купленная взамен новая (25 руб.) оказалась не лучше;
- в салоне сломался замок дверцы вещевого ящика (12 руб.);
- не работают выключатели замков задних дверей, то есть кнопками эти двери не запираются.
Последняя неисправность не создает серьезных проблем лишь потому, что я установил на "Дане" центральный замок в паре с охранной сигнализацией "Сикура". Этот замок и взял на себя функции бракованных выключателей.
Кстати, о "Сикуре": за два с лишним года эксплуатации никаких претензий к ней у меня нет. Правда, проверить ее возможности в полном объеме не удалось, так как угонять "Дану" пока никто не пытался...
Все названные "болячки" собираюсь излечить одним махом, отогнав машину к ее владельцу - на Запорожский AWтозавод. Поездка уже не раз откладывалась в связи с авралом на "АвтоЗАЗе": как-никак он переходит под знамена "Дэу". Есть реальная надежда, что модернизированные корейско-украинские "таврии" будут несравнимы по качеству с нынешними.
"ТАВРИЯ-ДАНА"
Леонид САПОЖНИКОВ
За рулем №8 1998
"Таврия" в свое время была желанной машиной для советского человека - недорогая, небольшая и весьма резвая. В 1989 году появилась возможность ее купить, и я не устоял. Проехал на ней немало - 60 тыс. км и жаловаться было грех - вышла из строя мелочевка: шаровая опора, кран отопителя, "бендикс".
У "Даны" - младшей сестры "Таврии" 1994 года выпуска, которую передали редакции, неполадок хоть отбавляй. За меньший пробег пришлось заменить передние амортизаторы, сайлент-блоки, втулку рулевой рейки, трос сцепления, шкив, генератор, натяжной ролик зубчатого ремня. И это еще не все: замены потребовали катушка зажигания, реле стартера, замок передней двери и тяги задних (левой и правой), распределитель зажигания (точнее, датчик-распределитель). Последний пришлось вынуть из запасников, предназначенных в свое время для "Таврии". "Трамблер", сделанный еще в СССР, судя по моему и коллег опыту, куда надежнее нынешних.
Кризисная ситуация с финансами в начале 90-х на "Коммунаре" вынудила АвтоЗАЗ закупать самые дешевые, а значит, далеко не лучшие комплектующие. Да и качество сборки покатилось под откос. Начиная с 1992 года покупка "таврий" стала лотереей, в которой прилично изготовленные экземпляры доставались волею случая немногим.
Пятидверную модификацию - "Дану" АвтоЗАЗ начал выпускать в 1994 году, одном из самых провальных в смысле качества. Принимая машину для эксплуатационных испытаний, я узнал, что тогдашний генеральный директор дал указание довести этот экземпляр до ума, хоть мы просили рядовой AWтомобиль с конвейера. Но чистота эксперимента не пострадала - распоряжение никто и не думал выполнять. Об этом уже издали свидетельствовало стекло водительской двери, косо вставленное и неполностью перекрывающее оконный проем.
Не без труда нашел я в цехе сдачи умельца, устранившего этот дефект. Но из-за сухой погоды не обнаружил куда более серьезную неприятность, заявившую о себе после ливней, - кузов протекал в передней части салона. Напомню, что в "Дане", в отличие от "Таврии", по краям крыши нет желобков-водостоков, предназначенных также для крепления багажника. Панели боковин имеют вверху изгиб и заходят на крышу, а разъемы кое-как прикрыты пластиковыми кантами. Видимо, вода, накапливаясь в разъемах, просачивалась под уплотнитель ветрового стекла. Обработка предполагаемых мест течи герметиком временно помогла, но впоследствии течь спереди возобновилась и открылась еще более сильная сзади. Оказалось, что это распространенная болезнь пятидверных "таврий". Получить на заводе рекомендации по ее самостоятельному устранению мне не удалось.
Этой весной после снегопада и резкой оттепели в салоне "Даны" - там, где должны находиться ноги задних пассажиров, - образовалось озерцо. Пол в этом месте активно корродирует и, если не заделать бреши в оконных проемах, вряд ли дотянет в целости до следующего сезона.
Отсюда первый совет покупателю подержанной "Даны": обязательно проверьте герметичность кузова! В дождливую погоду достаточно пощупать ворсистые коврики на полу салона и в багажнике. Если же на дворе сухо, поищите следы ржавчины под ковриками и на инструментах (у меня, например, стал откровенно рыжим баллонный ключ, остальное же металлическое "приданое" я старался прятать от осадков в гараже). Хорошо бы также в начале проверки вылить на крышу несколько ведер воды - узнаешь, в порядке ли кузов.
Другая, хотя и более безобидная болезнь "Даны" - нечетко работающие механизмы фиксации дверных замков. Кнопки блокировки, особенно задние, утапливаются через пень-колоду, а порой и вовсе не хотят этого делать. Проверьте их сразу, чтобы не застала врасплох ситуация, когда, поставив AWтомобиль на стоянку, вы не сможете запереть салон. Заодно обратите внимание, нормально ли закрываются стекла во всех четырех дверях - не требуют ли чрезмерно больших усилий и не остаются ли щели. Этим, пожалуй, исчерпываются уязвимые места "Даны". Прочие возможные слабости у нее те же, что и у трехдверной "Таврии". ЗР писал о них неоднократно.
Любопытно, что в России имидж "Таврии" явно лучше, чем на Украине, - вероятно потому, что "нет пророка в своем отечестве". Россияне многое прощают "ставриде" (кстати, это снисходительно-ласковое прозвище на Украине не прижилось) за относительную дешевизну, легкость в управлении, экономичность. И нередко, решив ее купить, задаются вопросом: "трехдверка" - "Таврия" или пятидверная "Дана"?
Напомню, что у "Даны" больше масса. Номинально - на 70 кг, практически же бывает на добрый центнер (как у нашей испытуемой). Минусы очевидны: ухудшается динамика и незначительно экономичность. Но есть и плюс - возросшая плавность хода. По-прежнему рекомендую для "Даны" двигатель МеМЗ-301 рабочим объемом 1200 смз (ЗР, 1997, № 8), хорошо показавший себя в Киеве на весеннем этапе ралли журналистов. К сожалению, в серию он до сих пор не пошел, но раздобыть комплект поршней и коленвал, отличающие его от базового МеМЗ-245, можно.
Естественно, для большой семьи и для занятий извозом "пятидверка" предпочтительнее. Стоит учесть и то, что ее кузов ушел от хэтчбека к универсалу, вследствие чего объем багажного отделения увеличился. Зато нельзя, как у ZAZ 1102, установить верхний багажник, который порой бывает незаменим. Недавно мне понадобилось перевезти в село разобранный на панели шкаф. "Трехдверка" с багажником на крыше и с разложенным задним сиденьем справилась с этой задачей за одну поездку, а в "Дану" панели не вошли по ширине, как ни верти.
Есть у всех "таврий" еще одно достоинство - AWтомобильный вор на них не падок. Мой сосед, например, много лет держит "Таврию" возле дома и даже не всегда запирает... Пожалуй, это единственное преимущество, которым смогут похвалиться прежние "таврии" в сравнении с новыми украинско-корейскими. Согласно прогнозам, "Нью-Дана", производство которой вот-вот начнется, вряд ли позволит своим владельцам быть столь безмятежными.
Источник: WWW.ZR.RU - AWтомобильный журнал "За рулем" |
|
|