По данным международных исследований, транспорт производит около 24% всех выбросов углекислого газа в атмосферу, что усиливает парниковый эффект. Кроме того, машины выделяют оксиды азота и угарный газ, которые ухудшают качество воздуха, вызывают кислотные дожди и вредят здоровью людей. В крупных городах доля автомобильных выбросов в загрязнении воздуха может достигать 60-70%.
С такими масштабами влияния на природу неудивительно, что производители начали внедрять системы экологии, чтобы снизить вред. В этой статье мы рассмотрим, как работают эти технологии, действительно ли они полезны для окружающей среды и нет ли у них скрытых недостатков.
Система впрыска мочевины (AdBlue, SCR)
Система SCR (Selective Catalytic Reduction) использует впрыск мочевины (AdBlue) в поток выхлопных газов. Под воздействием высокой температуры мочевина преобразуется в аммиак, который реагирует с оксидами азота (NOx), превращая их в безопасные азот и воду. Эта технология позволяет снизить выбросы NOx на 70–90%. Например, исследования показали, что современные SCR-системы уменьшают выбросы с 0.6 г/км (старая техника) до 0.08 г/км, что соответствует строгим нормам Евро-6.
Проблемы AdBlue в холодном климате и при низком качестве топлива
AdBlue замерзает при температуре ниже -11 °C. Хотя системы оснащаются подогревателями, в суровых зимних условиях это не всегда эффективно. Замерзшая жидкость может блокировать работу SCR, повышая выбросы.
Низкокачественное топливо с примесями приводит к загрязнению SCR-катализатора и снижению его эффективности. Также может увеличиваться расход мочевины, что делает эксплуатацию системы экономически невыгодной.
В таких условиях владельцы автомобилей нередко сталкиваются с отключением системы или необходимостью частых ремонтов, что сводит ее экологическую пользу к минимуму.
Система рециркуляции выхлопных газов (EGR)
Система EGR снижает выбросы оксидов азота (NOx), которые образуются при высоких температурах в двигателе. Она работает путем возвращения части выхлопных газов обратно в цилиндры, где они смешиваются с топливом. Это снижает температуру сгорания и, соответственно, количество NOx в выхлопе.
EGR эффективна в условиях постоянной или средней нагрузки (например, при движении на стабильной скорости). В таких режимах работы система может снизить выбросы NOx до 50-60%. Однако в условиях интенсивных ускорений или при работе на высоких оборотах двигателя эффективность системы снижается.
Проблемы с качеством топлива и поломки EGR
Когда в топливе присутствуют примеси, особенно сернистые соединения, клапан EGR может быстро загрязняться. Это приводит к его закоксовыванию, нарушению работы системы и даже поломкам. В результате система может начать не только не снижать, но и увеличивать выбросы вредных веществ, а также снижать экономичность работы двигателя.
Если вы эксплуатируете автомобиль в регионе с плохим качеством топлива, да еще и много ездите в городе – ваш выбор, это полное отключение системы ЕГР.
Каталитический нейтрализатор (катализатор)
Катализатор – это устройство, установленное в выхлопной системе, которое превращает токсичные вещества в относительно безвредные. В его конструкции используются благородные металлы (платина, палладий, родий), которые ускоряют химические реакции. Катализатор уменьшает выбросы угарного газа (CO), углеводородов (CH) и оксидов азота (NOx) путем их преобразования в углекислый газ (CO₂), азот (N₂) и воду (H₂O).
Эффективность катализаторов доказана на практике: они снижают токсичные выбросы до 90%. Например, автомобили с исправными катализаторами выбрасывают до 5 раз меньше вредных веществ, чем машины без них. Благодаря катализаторам качество воздуха в городах улучшилось даже при увеличении количества автомобилей.
Почему не стоит удалять катализатор?
Катализатор – одна из самых надежных и эффективных систем защиты окружающей среды. Несмотря на затраты на замену при его износе, его польза для экологии и здоровья людей очевидна. Удалять катализатор – не лучшее решение ни для природы, ни для вас.
Сажевый фильтр (DPF)
Сажевый фильтр (DPF) эффективно уменьшает выбросы частиц PM (твердые частицы), которые могут быть опасны для здоровья человека и экологии. В современных автомобилях фильтр DPF может удалять до 90% сажи, что значительно снижает загрязнение воздуха.
Однако, с течением времени, этот фильтр может забиваться. Когда фильтр наполняется, система автоматически инициирует процесс регенерации — прожиг сажи, при котором она сгорает при высокой температуре, восстанавливая фильтр. Важный момент: система работает эффективно только при достаточном уровне температуры и частых поездках на длительные расстояния.
Проблемы при несвоевременной очистке и забивании фильтра
Если не следить за состоянием фильтра и не допускать его полной засоренности, может возникнуть серьезная проблема. Когда фильтр полностью забивается, необходима его дорогостоящая замена или удаление фильтра. Это часто происходит при городском вождении с короткими пробегами, когда температура в фильтре не достигает нужного уровня для регенерации.
Подведем итоги
Для жителей средней полосы с холодным климатом и плохим качеством топлива стоит сразу же удалить систему впрыска мочевины и клапан EGR – это мало скажется на экологии, зато сильно увеличит надежность эксплуатации двигателя.
А вот катализатор и сажевый фильтр стоит или промыть, или заменить на новый. И только в случае проблем с бюджетом приходится удалять эти очень полезные фильтры.
Более подробную информацию можете почитать и задать вопросы на сайте chip-expert.pro