Просмотр темы - Skoda Felicia / ВАЗ-21093: длительные испытания

Автозапчасти для иномарок

На главную Частные объявления Новости партнеров Поиск авто Запчасти АвтоКаталог Форум

Авторизация

Логин:
Пароль:
запомнить меня

Забыли пароль?
Регистрация →

FAQ    Пользователи    Группы   Регистрация   Профиль    Войти и проверить личные сообщения    Вход 
Skoda Felicia / ВАЗ-21093: длительные испытания

 
Начать новую тему   Ответить на тему
   Список форумов АW.BY » Выбираем и прицениваемся
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
maxsimo
Администрация


Зарегистрирован: 05.02.2007
Сообщения: 2561
Откуда: Минск

СообщениеЗаголовок сообщения: Skoda Felicia / ВАЗ-21093: длительные испытания
Добавлено: Вт Май 13, 2008 11:26 am 
Ответить с цитатой

ВАЗ-21093 и Skoda Felicia
ПАТРИОТЫ И КОСМОПОЛИТЫ

Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №6 1998


Сравнение технических характеристик



Какой автомобиль выбрать? Раньше такой вопрос был лишен смысла. Брали то, что могли. Теперь, когда продается все и вся, сделать выбор непросто.

Представим себе некоего среднего российского гражданина, которого, к счастью, обошли стороной проблемы безработицы, невыплаты зарплат. У него есть работа, за которую платят деньги, и есть естественное желание приобрести автомобиль. Наш воображаемый персонаж со временем заработает (скопит, получит в наследство и т. д.) сумму примерно в 10000 у. е. Теперь его возможности совпадают с его желанием и осталось только сделать выбор.

Сегодня за такую сумму можно приобрести любой отечественный автомобиль, подержанную или даже новую иномарку. О технике, бывшей в употреблении, говорить не станем - это отдельная тема. Посчитаем, что наш герой желает приобрести только новый автомобиль. Тогда ему остается два пути: или выбирать что-то из отечественных, или на пределе финансовых возможностей купить небольшую, непрестижную, зато относительно недорогую машину зарубежного производства.

Дальше начинаются сомнения и попытки их разрешить - опросы родственников, друзей, знакомых, родственников и друзей знакомых и прочих знатоков. Результат импровизированного "социологического исследования", наверняка, только запутает - сколько людей, столько и мнений.

Самый лучший способ докопаться до истины - поставить эксперимент. Его-то мы и взялись провести. И для начала купили... две машины - импортную и отечественную.

Понятно, при этом тоже пришлось решать проблему выбора. Базовая цена каждого автомобиля должна была укладываться в означенную выше сумму. Машины? Конечно же, одного класса - проще проводить сравнения, к тому же более или менее у нас распространенные, чтобы не возникало проблем с обслуживанием и ремонтом. Путем несложных умозаключений пришли к выводу: "классический" ВАЗ не устроит - отыскать зарубежного одноклассника с задним приводом будет нелегко. Отпала и "Волга" - ее иностранные "коллеги" слишком дороги. "Москвич" почему-то даже не рассматривали. Остались переднеприводные вазовские модели. Из них выбор пал на "девятку". Ну а роль зарубежного конкурента взяла на себя чешско-германская " Шкода Фелиция" - машина у нас уже весьма популярная.

Так один из экзаменаторов (Юрий Нечетов) стал "патриотом" - ему достался отечественный автомобиль, другому (автору статьи) предстояло вживаться в образ "космополита", которого техникой, сделанной в России, уже не соблазнишь. Обе машины были куплены в салонах официальных дилеров - никакого реэкспорта и "левых растаможек". Это немаловажная деталь, поскольку автомобили планируется эксплуатировать цивилизованным путем - в гарантийный период все обслуживания и ремонты (если таковые потребуются) выполнять только на фирменном сервисе.

Что дальше? Мы намерены регулярно готовить отчеты о "жизни" "Шкоды" и "девятки", причем эти публикации должны несколько отличаться от привычных в рубрике "Опыт эксплуатации". Неисправности, поломки (если таковые случатся) и способы их устранения будут оцениваться, прежде всего, с точки зрения экономики - во что это обходится владельцу. Интересно на своей шкуре почувствовать цену красивой автомобильной жизни и узнать, так ли эта жизнь красива. Много ли хлопот доставит иномарка в сравнении с отечественной машиной, будут ли проблемы с запасными частями, как вас обслужат на сервисной станции? Догонит ли более дешевый VAZ 2109 соперницу "Шкоду" по цене из-за частых неисправностей и затрат на ремонт или же дороговизна импортных деталей опустошит карман владельца "Фелиции" при первой же поломке? Ну и, конечно, как часто эти самые поломки будут происходить у одной и другой машины. Короче, какой из автомобилей-оппонентов потребует от владельца меньших затрат времени, сил и денег. Это, может быть, самое важное для тех, кто покупает автомобиль, чтобы много ездить, а не удовлетворять свои "амбиции" ремонтника-любителя.

О тех, кто умеет и любит держать в руках гаечный ключ, постараемся тоже не забыть - будем оценивать трудоемкость обслуживания и мелкого ремонта. Естественно, в сравнении. Ежели у нашей "Фелиции" в послегарантийный период что-нибудь сломается или развалится, ее ждет технический центр "За рулем" и рубрика "Своими силами". Да и в "девятке" еще не все разобрали. Можно поговорить о дополнительном оборудовании, аксессуарах, "неродных" запчастях... Планы большие, будем заниматься их реализацией. Кому интересно - читайте.

То, что мы выбрали именно VAZ 21093 и "Шкоду", вовсе не означает, что о других автомобилях мы не думали. Это могли быть "десятка" и "Нексия", "Таврия" и "ФИАТ-Уно". Остановились все же на самых у нас распространенных, позволяющих в большей мере "почувствовать разницу". Полагаем, выбранная нами пара дает возможность это сделать.

Теперь пришла пора представить участников теста.
"В синем углу" - VAZ 21093, комплектация базовая (панель и та "низкая"), цвет - белый, цена - 42 551 рубль. "В красном углу" - " Шкода Фелиция 1,3LX", комплектация базовая, цвет - вишневый "металлик", цена - 59 963 рубля.

Обе машины оказались не без изъянов. "Шкода" не желала сбрасывать холостые обороты ниже полутора тысяч. Этот дефект легко устранили. Причина была в заедании привода заслонки.

"Девятка" страдала целым букетом болезней: "провал" на разгоне, грохот обивки, визг тормозных колодок, "мертвый" гидрокорректор фар, недолив "Тосола", неотбалансированные колеса, заедающий замок пятой двери. Будет чем заняться во время первого посещения сервисной станции, которое, согласно инструкции, должно состояться между двумя и тремя тысячами километров пробега.

"Чешка", как уже сказано, дороже "россиянки" на 17 с лишним тысяч рублей. За что пришлось уплатить немалые деньги? За привлекательную внешность, качественную покраску (хотя окончательный вердикт здесь вынесет время и ржавчина), тщательную сборку, уютный салон. Его отделка кажется просто шикарной на фоне "девятки". Последняя удручает грубым пластиком, кривыми панелями и обилием заусенцев на них, которые норовят поцарапать пальцы.

А вот характеристики "шкодовского" двигателя выглядят более чем скромными, при том, что по заводским данным автомобиль вовсе не тихоход. Идеально горизонтальная дорога полигона и точная измерительная аппаратура позволили нам проверить некоторые утверждения производителей. Результаты замеров приведены в таблице. Сравнив их с данными из официальной технической характеристики, посмотрим, какая же из фирм - российская или чешская оказалась ближе к истине.

Реальная максимальная скорость "Самары" более чем на 11 км/ч ниже заявленной. "Шкода" показала в действительности 147,2 км/ч - лучше на 2,7 км/ч, чем было обещано. Разгон с места до ста километров в час: "Фелиция" показала 16,85 с при 15 объявленных, "Самара" - 14,97 при 13 по паспорту. Оба автомобиля оказались чуть медлительнее, чем было заявлено. Расход топлива: на скорости 90 км/ч полученные цифры почти точно совпали с официальными, а вот при 120 км/ч аппетит моторов оказался чуть выше обещанного.

По эластичности "Шкода" оказалась впереди, чего мы, честно говоря, и ожидали. Ее двигатель - откровенный "тягун", особенно в сравнении с мотором "Самары", который "просыпается" на более высоких оборотах.

Тормозной путь "Шкоды" заметно длиннее, чем у "девятки", зато усилие на педали тормоза у "чешки" меньше. Это создает у водителя ощущение, что тормоза "Фелиции" эффективнее. Кроме того, "Самара" продемонстрировала одно из своих худших качеств: после серии заездов ее тормоза перегрелись и тормозной путь стал расти. (Но это тема отдельного материала в одном из ближайших номеров журнала.) Катится "Самара" похуже. Выбег у нее ощутимо меньше, чем у "Шкоды".

Что же получили в итоге? Результаты замеров подтвердили наши субъективные ощущения. Единственное, что можно отметить, солидный недобор "девяткой" максимальной скорости. Причины предположительно две: двигатель не выдает положенных характеристик или заводская цифра завышена. Конечно, говорить о том, что одна машина лучше, а другая хуже, рано. Пока позволим себе отметить лишь то, о чем хорошо знаем: беда отечественной техники - ее невысокое качество, к тому же еще и нестабильное. Впрочем, нам досталась удачная "Самара" и, хотя мелких дефектов хватает, пока ничего серьезного не выявилось. Для "рукастого" человека справиться с мелочевкой - пара пустяков. Мы же этого делать принципиально не будем, поедем на гарантию добиваться того, что нам положено, - устранения дефектов. О результатах посещения фирменных техцентров расскажем в следующий раз. Тогда же сделаем и первые "экономические" прикидки.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Мнение "патриота". Платить лишние деньги за внешний вид и интерьер - глупость. "Самару" доведу "до ума" сам. Руки-то на что?! Зато без проблем можно отремонтироваться в любой "точке" и по дороге на дачу не придется цеплять "брюхом" каждую кочку.

Мнение "космополита". Надоело работать автослесарем "по совместительству", ощущать себя водителем трактора и наслаждаться грохотом панелей обивки. Хочется почувствовать себя человеком, владельцем машины, а не ее рабом. Разговоры "за проходимость" беспочвенны. Если очень хочется помесить грязь - лучший вариант все равно не "Самара", а "Нива" или что-то "покруче", если денег хватит.

Несколько советов тем, кому без проставок не жизнь...
- Не увлекайтесь высотой проставок - главное умеренность.
- После "подъема" проконтролируйте и отрегулируйте углы установки колес.
- Отрегулируйте регулятор тормозных сил.
- Отрегулируйте фары.
- Не увлекайтесь скоростью, резкими маневрами и интенсивными торможениями.


"ШКОДА" ИЛИ "ДЕВЯТКА"?
Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №9 1998


Сравнение технических характеристик



Напомним читателям, что мы проводим эксперимент - выясняем, есть ли
большая разница в эксплуатации импортных и отечественных машин. Участников длительного теста - автомобили " Шкода Фелиция" и VAZ 21093 представили. Сегодня их одометры отсчитывают второй десяток тысяч. А по первым 10 000 км уже можно подвести некоторые итоги.

СЕРВИС
Многими автомобилистами это понятие ныне почти забыто. В лучшем случае представляется не очень теплый и не слишком чистый бокс, где орудуют механики, квалификация которых определяется только "опытным путем". Что поделать, фирменный сервис для кого-то отдален, а для кого-то и слишком дорог.

Мы решили - прежде всего, чтобы сохранить гарантию, - обслуживать машины на сервисе, благо, дилер, у которого покупали автомобили, имеет собственную станцию.

"Девятка" приехала на первое ТО (3 тыс. км) с целым списком "гарантийных замечаний". И хотя дилер проводит только плановое обслуживание, а гарантийным ремонтом занимается вазовский технический центр, нам все же починили кое-что "по мелочам". Например, гидрокорректор фар и замок заднего ремня безопасности (кстати, неудачно - он снова отказался работать). В процессе ТО, кроме банальной замены масла и фильтра, регулировали фары, которые с завода светили каждая сама по себе, углы установки колес, которые ехали в разные стороны, а также - о проклятый прибор - карбюратор. Двигатель держал слишком высокие холостые обороты и страдал очень характерным, истинно "солексовским" провалом при разгоне. "Упрямца" снимали и разбирали три раза, пока добились от него нормальной работы.

С нами провозились почти целый день, выставив счет на тысячу рублей с хвостиком. Кстати, нормо-час обслуживания VAZ 2109 стоит 30 долларов. Прямо скажем, недешево для отечественной машины.
"Фелиция" за отчетный период побывала в сервисе дважды. Первое посещение (1,5 тыс. км) официально именуется "профилактическим осмотром", денег за который брать не должны - так написано в сервисной книжке. С нас, правда, ничего не взяли и, осмотрев автомобиль, бесплатно отрегулировали карбюратор (уровень токсичности) и зазоры в газораспределительном механизме.

Во время первого ТО (6 тыс. км) заменили масло и фильтр. Стоимость работ (с материалами, конечно) - триста с небольшим рублей. Нормо-час обслуживания "Шкоды" - 36 долларов.

Периодичность последующего посещения сервиса для "девятки" - через каждые 15 тыс. км. Для "Шкоды" установлен тот же пробег между обслуживаниями. Но поскольку сервисная книжка оговаривает возможность его сокращения в "тяжелых условиях", а наши условия признаны самыми что ни есть тяжелыми, ездить на сервис "Фелиции" придется чаще - каждые 10 тыс. км.

ГАРАНТИИ
Оба автомобиля уже успели побывать в гарантийном ремонте. "Шкоде" разбирали и чистили засоренный карбюратор. Попутно выяснилось, что лицензионный "Пирбург" чешского производства требует разнообразного специнструмента для разборки и регулировок.

На "девятке" мы пытались заменить стойки, которые не просто гремят, но и работают все хуже и хуже. Еще хотелось разобраться, отчего в поворотах визжат шины, если сход-развал и давление в норме. В результате трехдневных хождений по гарантийной станции и поисков неуловимого гарантийного инженера нас "обнадежили": стоек на складе нет, придут недели через две, тогда и займемся подвеской. Визг колес - не гарантийная неисправность. Дескать, может, вы по ямам ездили. Но все-таки "девятке" отрегулировали... замок задней двери, который к тому времени перестал отпираться. Сделали это в порядке исключения - оказывается, гарантия на такие мелочи не распространяется.

ПОНЕМНОГУ ОБО ВСЕМ...
Начнем с "аппетита" автомобилей. В прошлый раз мы рассказали, как измеряли расход топлива на разных скоростях. Оказалось, что "кушают" машины почти одинаково. Но то были идеальные условия. А как обстоит дело в реальной жизни? Да точно так же. Средний расход бензина и у "Шкоды", и у "Самары" примерно 8,8 л/100 км. Немало, но ведь большую часть времени "подопытные" проводят в Москве с ее пробками, а если иногда выбираются на простор шоссе, то и там движутся далеко не в самом экономичном режиме.

Кроме бензина, "девятка" "по молодости" потребляла "Тосол", но ее от этого быстро отучили, подтянув хомуты на шлангах системы охлаждения.

Как и ожидалось, салон отечественной машины скрипит и похрустывает на все лады, не то что тихая чешская обивка. Зато "Шкода" неожиданно огорчила качеством окраски. На капоте и передних крыльях после нескольких поездок нашли сколы, правда, не до металла, а лишь до грунта. Первое же посещение механической мойки привело в уныние - лак покрылся паутиной тончайших царапинок. Когда с чистой крыши чистой влажной тряпкой оттерли птичкин "подарок", осталось матовое пятно, будто поработали шкуркой-"нулевкой". Краска "девятки", хоть и положена куда хуже, - сплошная "шагрень" - к воздействию камешков и мелкого абразива пока более устойчива. Впрочем, окончательный приговор лакокрасочному покрытию вынесет московская зима.

Мелочами автомобили особо не досаждали. С крышки "шкодовского" багажника дворовые "пионеры" оторвали фирменную эмблему, попортив при этом краску: видно, ковыряли отверткой. Серебряная ладья хулиганов не заинтересовала, а вот внутрисалонное зеркало заднего вида на VAZ 21093... само по себе развалилось. Водительское стекло "Самары", открываясь, втягивает за собой уплотнитель. А в чешскую "противотуманку" попал камень и разбил ее.

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ
Поговорим о пространстве для пассажиров и размерах багажника. Оценить салон помог узкий специалист - манекен по имени Михаил. Сей железный муж позволяет измерить высоту потолка и расстояние до педалей или спинки переднего сиденья (если сидит сзади), причем довольно точно. Своими 75 кг он продавливает сиденье как некий средний человек. У него даже есть пластмассовая спина и седалище. Правда, вместо головы у Миши измерительная рейка, но она ему (и нам!) куда важнее.

Посмотрим на приведенные здесь схемы. Начнем с водительского места. Диапазон продольной регулировки сиденья у "Шкоды" побольше, длинноногому водителю она предоставит пару лишних сантиметров. А вот высота салона спереди у "Шкоды" заметно больше - на целых 9 см. Руль девятки расположен более вертикально: после нее руль "Шкоды" кажется будто позаимствованным от автобуса. Правда, к этому быстро привыкаешь и, пересаживаясь обратно в "Самару", ощущаешь баранку лежащей на коленях. Кстати, впечатление, что руль "девятки" упирается в живот, в какой-то мере обманчиво. Нижняя часть рулевого колеса на "Шкоде" даже ближе к водителю, но из-за того, что ее руль более горизонтальный, средняя и верхняя части обода, где обычно лежат руки, "отодвинуты" дальше.
Сзади в обоих автомобилях не особенно просторно. Места для коленей по минимуму в "Шкоде" почти столько же, сколько в "Самаре", зато первая все же на пару сантиметров повыше.

По ширине салона "девятка" несколько уступает чешской сопернице. Субъективные ощущения таковы: за рулем "Фелиции" лучше чувствуют себя рослые люди. Посадка высокая, голова не упирается в крышу, ноги согнуты меньше, "горизонтальность" руля не так заметна. В отечественном автомобиле более комфортно тому, чей рост ближе к среднему: руль не кажется низким и ногам удобнее. Сзади дают о себе знать 2 см разницы по высоте. Там, где в "девятке" упираешься макушкой, в "Шкоде" лишь касаешься ею потолка.

Объем багажника "Самары" намного больше, грузовая площадка длиннее и шире. У "Шкоды", пятая дверь которой открывается до бампера, меньше погрузочная высота. А главное - в семействе "Фелиции" есть очень вместительный универсал. Правда, стоит он несколько дороже.

ВАЗ-21093, Skoda Felicia. ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ - НА "ХОРОШО"
Игорь Твердунов
За рулем №3 1999

Сравнение технических характеристик



Эксплуатация "Самары" обошлась на 200 рублей дороже, чем "Фелиции". Пока.

Известная парочка "Самара" VAZ 21093 и " Шкода Фелиция" намотала на одометры по 25 тысяч км - первую четверть из намеченной сотни.
"Фелиция" и "Самара" эксплуатируются примерно в равных условиях - таковы требования эксперимента. Если принять общий пробег за 100%, то на городскую езду придется около 40%, столько же на пригородные дороги, остальное - дальние "рейды", причем с полной загрузкой. Разбитые дороги и проселки в жизни подопытных машин встречались только эпизодически.

Порадовало, что особо серьезных поломок не случалось и сейчас обе в полном здравии. Небольшие повреждения исправляли либо самостоятельно, либо на сервисе во время очередного ТО. На "Самаре", неудачно подъехав к бордюру, раскололи кронштейн растяжки. К счастью, удар был слабый и поперечина, к которой крепится кронштейн, не деформировалась. Так что замена поврежденной детали сложностей не вызвала. Кроме того, "девятка" потребовала долива масла в двигатель. Видимых течей не заметили, что скорее огорчило. Угорать маслу рановато, машина-то почти новая. Посмотрим, что будет дальше. Стойки передней подвески, которые грохотали с рождения, удалось заменить по гарантии. Дело это непростое и долгое. Мы терпеливо ждали с июля по ноябрь, пока сей узел появится в наличии. Проще было бы купить стойки в магазине и установить самостоятельно, но... чистота эксперимента превыше всего. С новыми стойками стук исчез, "морда" перестала раскачиваться. Причина стука - скорее всего, производственный брак, ведь слышался он с первого дня. Кстати, не мы одни столкнулись с такой проблемой. Знают о подобном дефекте и на заводе - применительно к VAZ 2110. После ремонта подвески, как положено, отрегулировали углы установки колес.

Как и в любом отечественном автомобиле, не обошлось без досадных мелочей. Закусывает тросик "подсоса", заклинил курок в наружной дверной ручке, слишком тяжело открывается задняя дверь, прогнулась полка багажника. Все это исправимо - смазать, подтянуть, привернуть - но впечатление о машине несколько портит.

А вот появление на седьмом месяце жизни "девятки" первых рыжих точек на рамке ветрового стекла просто удручает. "Самары" всегда отличались хорошей коррозионной стойкостью кузова. Надо отметить, что ни "девяносто третью", ни "Шкоду" антикором мы не обрабатывали.
"Фелиция", кстати, пока ржаветь не собирается несмотря даже на то, что передок густо покрыт оспинами сколов. Краска слабо сопротивляется воздействию мелких камешков, летящих с дороги. Правда, ни один не пробил эмаль до голого металла. Страдает верхний слой краски и на вишневом лаке "светятся" розовые пятнышки грунта.

Что касается дефектов, то чешско-германский конкурент "девятки" тоже не безгрешен. Треснуло стекло на второй противотуманке. Предполагаем, что виноват здесь не камень, а перегрев. Если в первый раз заменили стекло, то теперь второпях приобрели противотуманную фару в сборе, сразу прочувствовав "кошельком" последствия кризиса: удовольствие обошлось в 900 рублей.

Дважды обращались в сервис по гарантии. Сначала забастовал карбюратор - холостые обороты стали плавать, а потом исчезли вовсе. Мало того, топливо перестало поступать в первую камеру, и двигатель работал только на высоких (более 3000) оборотах. Карбюратор сняли, перебрали, отрегулировали. Видимой неисправности не обнаружили, но работает он с тех пор как часы. Заодно заменили крышку распределителя, у которой окислилось до неприличного состояния гнездо центрального провода. После этого, кстати, успокоилась стрелка тахометра, которая подергивалась на холостых оборотах с первого дня. Также по гарантии заменили сгоревшее реле прерывистого режима стеклоочистителей.

Мелочами иномарка, в отличие от отечественной машины, не мучила. Ничего не скрипит, не заедает и не откручивается. Так что самим крутить гайки не приходится.

За отчетный период автомобили прошли второе техническое обслуживание. Затраты на эксплуатацию приведены в таблице. Пока зарубежный автомобиль не кажется слишком дорогим. Но в дальнейшем он, наверно, "пойдет в отрыв" - курс доллара растет, а с ним и цены на обслуживание и запчасти. К тому же сервис "Шкоде" придется посещать чаще. Периодичность обслуживания у нее - раз в 10 000 км, учитывая тяжелые условия эксплуатации (у "Самары" - каждые 15 000). Средний расход топлива за последние 15 000 км у обеих примерно одинаков - 8,5 л/100 км.

Такова краткая история жизни машин. Теперь оценки за первую четверть. Увы, на "отлично" ни один из "учеников" не тянет. А вот "четверки", пожалуй, заслуживают. Причем "Шкода" - твердой, а "Самара" - с минусом, за ржавчину и склонность к мелким пакостям.

ВСЕГО ГОД СПУСТЯ...
Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №6 1999

Ровно год назад появились два новых автомобиля - белая "девяносто третья" и вишневая "Фелиция". С тех пор мы пристально следим за их жизнью. Сегодня подводим итоги года.

КУЗОВ. Мы уже писали, что лакокрасочное покрытие "Фелиции" очень не любит "обработки" мелкими камешками, которых предостаточно на наших дорогах. Вся "морда" машины в сколах, правда, ни разу толстое покрытие не пробило до металла. И даже после серьезной зимней "просолки" коррозии на кузове "Шкоды" обнаружить не удалось. Кстати, обе машины во имя чистоты эксперимента антикорами не обрабатывали.

Краска на "Самаре" более стойка к механическим воздействиям, зато любое ее повреждение превращается в очаг коррозии. Появились рыжие пятна на рамке ветрового стекла, передних кромках задних дверей, на "пятой" двери. Заржавели петли - двери открываются и закрываются туго.

Из других неприятностей отметим, что покоробило оба бампера, причем передний - сильнее. Постоянно раскручиваются и болтаются замки дверей. А передние по очереди заело. Пришлось разбирать, смазывать, разрабатывать.

ДВИГАТЕЛЬ. "Шкода" по молодости (пробег около 7000 км) устроила нам карбюраторную эпопею. Сначала мотор отказался держать холостые обороты, а потом и вовсе "забастовал" - топливо поступало только во вторую камеру. Сервисмены долго сражались с карбюратором. Дело кончилось тем, что прибор сняли и полностью разобрали. Никакой грязи в его недрах не обнаружили (грешили на засорение каналов), но... с тех пор карбюратор работает как часы.
Новая "девятка", как водится, страдала рывками и провалами при разгоне. Далее все по знакомому сценарию: снятие карбюратора, разборка, регулировка... Итог - тридцать тысяч без замечаний. Даже выброс СО в норме.

В последнее время из-под капота 21093 раздается легкий стук, похожий на стук клапана. Странно, потому что зазоры в газораспределительном механизме только что отрегулировали во время очередного ТО.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. На "Самаре" по гарантии заменили передние стойки, которые с первого дня ничего не амортизировали и громко стучали. При очередном ТО (30 000 км) пришлось заменить правую шаровую опору. В ней появился люфт, при том что пыльник был цел и смазки хватало.

У "Шкоды", по субъективным ощущениям, снизилась эффективность амортизаторов, хотя "криминала" пока не наблюдается: по дороге машина не скачет. И все же есть подозрение, что замена стоек не за горами.

ТОРМОЗА. Передние колодки на "девятке" заменили на 22-й тысяче. У ее оппонента пока трудятся "родные" и, как полагаем, тысяч десять еще проходят. В зимне-весеннюю слякоть в задних барабанах "Самары" при торможении раздавался характерный хруст. И самое неприятное: стоит "надавить" на педаль посильнее, как задние колодки резко и неожиданно "хватают намертво".

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. У "Фелиции" пришлось дважды менять треснувшие стекла противотуманок. Однажды заменили фару в сборе, после чего от таких затрат решили отказаться - дорого. Каких-либо следов от ударов камней на разбитых стеклах не обнаружили, да и не летают "бульники" так прицельно. Видимо, виной всему перегрев стекол. Во время очередного ТО на "Шкоде" заменили (по гарантии) крышку распределителя и высоковольтные провода. Гнезда в крышке и наконечники проводов сильно окислились. Однажды машина не пожелала заводиться - бездействовал стартер из-за окисления контакта. Вообще, российская "жижа" проникает под капот импортного автомобиля активнее, чем того хотелось бы.

Хотя и "Самара" выглядит ничуть не лучше. Весной "девятка" стала регулярно глохнуть - в самый неподходящий момент "обрезало" зажигание. Грешили на сигнализацию. Специалисты после ее осмотра отвергли наши обвинения. Потом обнаружили "закисшую" массу коммутатора. Почистили, но фокусы с исчезающей "искрой" продолжаются. Похоже, грядет серьезная ревизия электропроводки.

САЛОН. Вот здесь отечественная техника "отличилась" по полной программе: отваливаются обивки дверей, отовсюду выпадают пистоны и саморезы, отлетели пластиковые накладки с сидений, сломалась ручка стеклоподъемника и рычаги регулировки зеркал заднего вида, прогнулась полка багажника. Все это издает невообразимые звуки - скрипит, трещит и охает. Отделка никогда не была сильной стороной наших автомобилей и, похоже, не будет.

"Фелиция", поддавшись дурному влиянию, тоже начала было издавать звуки из левой двери. Но выскочивший пистон обивки "вразумили" кулаком, и она затихла.

...И ПРОЧЕЕ. У "девятки" во время мойки лопнуло ветровое стекло, с левого наружного зеркала стала облезать амальгама.
Стеклоочистители еле-еле "елозят", сектор очистки уменьшился. "Шкода" под сильным дождем пропускает влагу в салон. Несколько капель воды появляется под ногами у переднего пассажира. Скорее всего, негерметично ветровое стекло. Течь не сильная, но от иномарки такого свинства мы не ожидали. Родные дворники сразу не пожелали нормально функционировать, и их заменили на "чемпионовские" изделия.

Расход топлива у "Фелиции" стабилен - 8,4 л/100 км. Аппетит "Самары" зимой заметно вырос - почти девять литров на сотню. Свою лепту в это внесли зимние шины увеличенного размера.

ШИНЫ. "Шкода" на зиму обулась в нешипованные шины М-232 "Партнер" 175/70 R13 производства Московского шинного завода. Наша резина зарекомендовала себя с лучшей стороны, потому как позволяет уверенно передвигаться по укатанному снегу и по "каше" из талого снега, мало шумит и, что было неожиданным, совершенно "незлобная" на вид, она прекрасно гребет по рыхлому снегу - "Фелиция" скорее сядет на низкое брюхо, чем забуксует.

Английский шипованный "Стерлинг" 185/70 R13 отъездил зиму на "девятке". Основной его плюс - проходимость в рыхлом снегу. Минусов куда больше: шум, расход бензина и, главное, интенсивная потеря шипов. К весне их почти не осталось. А чего еще можно требовать от... дешевой "наварной" шины? Ведь "Стерлинг" - это восстановленные покрышки. Вывод: если нет средств на зарекомендовавшие себя шины от именитого зарубежного производителя, лучше подобрать отечественные. Благо, предложений от наших заводов сегодня достаточно.

ГАРАНТИЯ, СЕРВИС. Техническое обслуживание автомобилей мы проводили на сервисной станции фирмы "Диверс Моторс". Туда же "Шкода" ездила и на гарантию. Претензий к качеству работ у нас нет. Гарантийные неисправности никто не пытался списать на неправильную эксплуатацию, впрочем, мы и не "качали права" по поводу погнутого обода колеса или разбитой фары.

Гарантийным ремонтом нашей "девяносто третьей" занимался "фирменный" техцентр "Гагарин-"Лада". Ну что здесь сказать? Чтобы заменить по гарантии грохочущие передние стойки, пришлось пару дней походить "по инстанциям", а потом несколько месяцев дожидаться, пока "дефицитные" детали появятся в наличии.
Куда проще и быстрее купить злополучные стойки в соседнем магазине и установить на ближайшем "гаражном" сервисе, а не надоедать занятым людям с гарантийки. Многие владельцы ВАЗов, пообщавшись с "ненавязчивым" сервисом, так и делают - берегут время и здоровье, но не деньги.

Второй раз на "гарантийку" мы обратились по другому поводу, совсем не гарантийному: надо было отремонтировать пострадавшую в аварии "корму" "Самары". Сначала мы сделали калькуляцию, потом машину долго и упорно ремонтировали и в итоге потребовали изрядную доплату - дескать, за время ремонта цена возросла. Работа-то заняла месяц с лишним. Но самое интересное: покрашенные детали за три зимних месяца облезли! Так что дорого и долго, применительно к "Гагарин-"Лада", вовсе не значит хорошо.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ. Год для автомобиля не возраст, а тридцать пять тысяч - не пробег. Но все же можно попытаться сделать некоторые выводы.
"Девятка" не стала для нас откровением: вполне работоспособный автомобиль, если относиться к нему как к утилитарному средству передвижения, не обращать внимания на грубое изготовление, убогую отделку и самостоятельно убрать многочисленные, хотя и мелкие недоделки. Импортная "Шкода" тоже не безгрешна - незначительные поломки все же были. Общая же культура изготовления чешского автомобиля много выше - аккуратная покраска и сборка кузова, уютный, приятно отделанный салон, минимум заводского брака.
Содержание "Фелиции" на протяжении первого года оказалось несколько дешевле, чем "Самары". Разница особенно заметна, если соотнести затраты на эксплуатацию с сегодняшней ценой автомобилей. "Девятка" сегодня стоит $3800, "Шкода" - $6900. "Фирменное" обслуживание дешевой российской машины оказывается делом невыгодным!

"Самара" позволяет экономить не только на покупке, но и на содержании, если обслуживать и ремонтировать ее самому или пользоваться услугами недорогого мастера. Кстати, "Шкода" - тоже очень несложный по конструкции автомобиль, обслуживание и ремонт его вполне по силам любому, кто может справиться с той же "девяткой". Это избавит от трат на ремонт, но от покупки запчастей никуда не денешься. А цена на них для "Шкоды" выше "самарских" порой в три и более раз. Цены же на расходные материалы для "Шкоды" (фильтры, колодки) не намного выше, чем на такие же качественные детали для нашей машины.

НА ЦЫПОЧКАХ
Игорь Твердунов
За рулем №8 1999

НА ДОРОГЕ
Характеристики "низких" и затем "задранных" автомобилей мы снимали на динамометрической дороге полигона. Измеряли максимальную скорость, выбег, тормозной путь. Первые два параметра позволяют оценить изменение аэродинамики автомобиля, последний - эффективность тормозов. Отметим, что у "девятки" необходимо отрегулировать "колдун" - регулятор тормозных сил, расположенный на балке заднего моста. Каковы же результаты: у обеих машин снизилась максимальная скорость и выбег со 120 км/ч. Вот вам и первый отрицательный эффект. Аэродинамика поднятой машины ухудшается, а значит, можно ожидать увеличения расхода топлива при движении с высокими скоростями. Тормозной путь, напротив, сократился из-за более сильного "клевка", догружающего передние, более мощные дисковые тормоза. В то же время при резком торможении появилось крайне неприятное рысканье. Это касается и "Самары", и "Шкоды". К достоинствам сей эффект, конечно же, не отнесешь.

НЮАНСЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ
А теперь проверим, становятся ли слишком валкими в поворотах поднятые автомобили и опасно ли на них ездить, как утверждают знатоки. Скажем сразу: при обычной езде никаких новых ощущений не появилось, хотя на дороге, как известно, случается всякое... Смоделируем аварийную ситуацию, для чего будем выполнять маневр, называемый по науке "смена полосы движения", а на жаргоне - "переставка". Это - один из стандартных тестов на управляемость автомобиля.

Что же показала переставка? Стандартная низкая "Фелиция" уступила своему оппоненту - низкой же "Самаре" - в скорости выполнения маневра немного - 3 км/ч, но при этом потребовала от водителя куда больше мастерства и усилий. "Шкода" проявила заметную склонность к заносу задней оси и с большими запаздываниями откликалась на действия рулем по предотвращению этого самого заноса. Когда машины подняли, разрыв увеличился. Хотя "девятка" и показала тот же результат, в ее поведении появились "шкодовские" мотивы. Машина больше кренилась, раньше шла в занос, не "по-самарски" "ватным" стал руль. Профессиональный испытатель с этим справился. Но совладает ли обычный водитель с автомобилем, резко изменившим "характер"?

Высокая "Шкода" стала крениться еще больше, отрывала от асфальта заднее колесо, склонность к заносу стала просто маниакальной, а его коррекция, в том числе и из-за "обнулившегося" кастора, стала проблематичной. В итоге и без того невыдающийся результат снизился еще на 3 км/ч.

ПРОЧИЕ ОПАСНОСТИ
Любителей "высоких" автомобилей подстерегает еще одна опасность: ускоренный износ или даже разрушение ШРУСов. Честно говоря, загнать машину в такой режим, чтобы шарнир развалился, нам на полигоне так и не удалось, хотя и пытались. А вот то, что ШРУС работает в более "согнутом" состоянии, заметно невооруженным глазом. Так что вопрос о долговечности приводов оставим открытым.
Следующее неудобство также налицо. При парковке полностью исчезает из поля зрения капот стоящего сзади автомобиля. Да и фары, светящие "под себя", придется отрегулировать заново.

ПОДНИМАТЬ ИЛИ НЕТ?
Ответим на вопрос вопросом - а зачем? Чтобы было красиво и "круто"? Аргумент, конечно, серьезный, но только для несерьезных людей. Чтобы поставить широкие колеса? Так их ставят в надежде улучшить устойчивость и управляемость машины - как раз те качества, которые проставки только ухудшают. Впрочем, этой теме мы посвятим отдельный материал. Плохая дорога до дачи, поездки на пикники, охоту, рыбалку? Это, пожалуй, единственная весомая причина. Увы, "приподнятая" легковушка все-таки не становится вседорожником.

ПОСТСКРИПТУМ
Через неделю на обеих машинах задние проставки переставили в "нижнее" положение. А дальше? Менее критичная к ним "девятка" в таком состоянии пока и остается. Причина - те самые пикники, поездки "дикарем" в отпуск, а также бордюры-ямы-люки. "Фелиция" же опустится до исходного состояния, как только у ее хозяина, между прочим заядлого рыболова, дойдут до этого руки - ну, не хочет он платить собственной безопасностью за удовольствие пробраться в те места, где не ступало колесо цивилизованного автомобилиста.

Комплект проставок для VAZ 2109 (справа)
и для "Шкоды-Фелиция" (слева). Принцип один - исполнение и цена разные. Изделия для "Шкоды" куда основательней и дороже.

ПРОСТАВКИ В ПОДВЕСКЕ - ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
+ Увеличенный дорожный просвет, лучшая проходимость, меньший тормозной путь.
- Снижение максимальной скорости и выбега, увеличенный расход топлива на высокой скорости, ухудшение управляемости (крены, склонность к заносу, вялая реакция на действия рулем), рысканье при торможении, ограниченный обзор назад.

С МЕЧТОЙ О ЧИСТЫХ РУКАХ
Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №11 1999

Не секрет, что отечественные автомобили ломаются чаще, чем того хотелось бы. К пятидесяти тысячам наконец-то сломалась и "Шкода".

Ощущения человека, пересевшего на иномарку после многих лет езды на "москвичах", "жигулях" и т. п., словами передать трудно. Поначалу все прислушиваешься, присматриваешься и принюхиваешься, ожидая от машины хоть какой-нибудь гадости. Но время идет, автомобиль работает как часы, въевшиеся масляные пятна давно смыты с рук, для появления новых нет причин. Не опасаясь запачкать манжет, садишься за руль в пиджаке и при галстуке, а все заботы сводятся к заправкам, регулярным ТО и наведению лоска. И когда уже поверил, что эта идиллия продлится вечно - раздается знакомый стук, визг или хрюканье, песочный за'мок рушится и чувствуешь себя обманутым в лучших чувствах. Эмоции бьют через край, хотя разум, из которого еще не выветрился багаж высшего технического образования, шепчет: "Вечного "железа" не бывает...".

"Фелиция" загрохотала на 44-й тысяче километров. Глухой стук спереди справа отдавался легкими ударами на руле. Заочный диагноз - неисправность рулевой рейки - полностью подтвердился при осмотре на подъемнике. Скорее всего нужна замена направляющей втулки. Деталь копеечная даже для иномарки, только купить ее, как выяснилось, непросто.

Обзвонив два десятка магазинов и сервисов, выяснили, что приобрести рейку в сборе не проблема. Разброс цен большой, но, поискав, можно уложиться в 130-140 долларов. Вопрос же о втулке многих "специалистов" приводил в изумление. Некоторые спрашивали, что это такое и где находится - ведь рейку, по их мнению, нельзя отремонтировать, а можно лишь заменить целиком. Только в трех местах мы никого не удивили своим вопросом, но втулок на тот момент не было. В итоге нашли аж за 25 рублей. Процессу ремонта рейки посвятим отдельный материал в рубрике "Своими силами", поэтому здесь вдаваться в тонкости не станем.

Рейкой, однако, ремонт не закончился. На стенде "схода-развала" обнаружился люфт шаровой опоры. Еще 330 рублей как не бывало. Но зато машина снова радует беспроблемностью... до следующей поломки.

А что "Самара"? Ничего серьезного, но держать руки чистыми не дает. Потихонечку ест масло, требуя от ТО до ТО примерно 0,5 л на долив. В летнюю жару проявила склонность к перегреву. Промывка системы охлаждения и замена "Тосола" помогли сбить температуру. Перебои в работе зажигания, особенно в сырую погоду, превратили езду в мучения. Прекратились они только после капитальной ревизии электропроводки под капотом, когда обнаружили негерметичность и окисление многих разъемов. Все двери открываются с усилиями и жутким скрипом - заржавели петли. А водительская дверь и вовсе провисла. Продолжается разруха в салоне. Пластиковые детальки - кнопки, заглушки, рычажки - сыплются дождем. Ладно заглушки - на 50-й тысяче заменили обе шаровые опоры, причем одну уже второй раз.

За "отчетный период" (35-50 тыс. км) "Шкоде" делали плановое ТО дважды, "Самаре" - один раз. Работы выполнили своими силами, тратились лишь на расходные материалы. Во время последнего обслуживания (44 тыс. км) впервые заменили передние тормозные колодки на "Фелиции". На "девятке", напомним, колодки сменили на 22-й тысяче. Уже вторые "подходят".

Зато "Самара" летом заметно поумерила аппетит - в среднем 7,6 л на "сотню". "Шкода" стала чуть прожорливей - 8,6 л/100 км. Справедливости ради отметим, что и из города она выезжает реже.
Позади 50 тысяч - кто же лучший? Давайте подождем еще немного. С обычной эксплуатацией покончено; к весне обе машины должны пройти еще "полтинник" в самых жестких условиях, но не на полигоне, а по обычным российским дорогам. Тогда и поставим жирную точку.

А пока наше мнение не изменилось. Иномарка ломается редко, но в ремонте заметно дороже. Наша сыплется по мелочам, но постоянно. Ремонт вроде бы копеечный, но набегает немало. Посмотрите "счет": так нужен ли тугой кошелек для того, чтобы руки были чистыми?

ЧАС РАСПЛАТЫ
Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №4 2000

Все хорошее когда-то заканчивается. А когда "заканчивается" иномарка, это чревато не только испорченным настроением, но и опустошением кошелька.

У наших подопечных - "Самары" VAZ 21093 и "Шкоды-Фелиция" с возрастом стал портиться характер. Если "девятка" была капризной барышней смолоду, то "Фелиция" практически в одночасье превратилась из милой девочки в стервозную даму.

Все началось с рулевой рейки. О замене направляющей втулки мы уже писали. Оказалось, эпопея с рулевым управлением тогда только началась. После 55 тысяч рейка застучала вновь - ее заменили. Но и это еще не все - спустя 10 тысяч опять раздался стук! Теперь развалился нижний шарнир рулевого вала.

После этого ремонта "Шкода" затаилась, усыпила бдительность и... выдала на 72-й тысяче поломку из разряда катастрофических (по стоимости) - развалилась коробка передач. Вообще-то трансмиссия проявила себя немного раньше: пятая передача стала тихонечко "петь", появился стук в сцеплении. Однако все работало исправно, и при следующей замене масла в коробке "посторонних примесей" в нем не обнаружили. Только вот при очередном включении пятой передачи... она не включилась. Рычаг-то в нужную позицию встал, но ничего, кроме хруста, за этим не последовало. Остальные передачи включались нормально, но что-то в коробке постукивало. Разобрав агрегат, увидели, что шестерня пятой передачи "съела" шлицы на валу. Мелкая металлическая пыль попортила подшипники главной передачи. Пострадали и некоторые шестерни.

Новая коробка стоит примерно 650 долларов, вдобавок ее пришлось бы заказывать и ждать, потому что нет в продаже (дефект нехарактерный, коробки "Фелиции" - товар не ходовой). Комплект запчастей для ремонта (первичный вал в сборе, шестерни заднего хода, шестерни пятой передачи, подшипники и сальники главной передачи, желательно также подшипники первичного и вторичного валов и еще кое-что по мелочи) обошелся бы в 10-12 тыс. рублей. Мы пошли по третьему пути - приобрели в одном из техцентров коробку "б/у" с пробегом 15 000 км и гарантией на 1 год или 30 000 км. Обошлась она в 10 000 рублей. Заодно заменили сцепление в сборе: выжимной подшипник прогрыз борозду в лепестках диафрагменной пружины, да и диску, судя по износу, жить оставалось тысяч 10-15. На фоне трансмиссионной разрухи замена пыльников наружных ШРУСов (старые растрескались) выглядит сущей мелочью.

В одной из поездок заметили: полезла в красную зону стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости - не включился вентилятор. Причина банальна - сгнила открытая для грязи, соли и влаги проводка к нему. Восстановили, но через несколько дней "Шкода" стала дергаться и глохнуть. Почистили "трамблер" - все стало на свои места. Вообще, в моторном отсеке грязно! Но если в отечественных машинах основной загрязнитель - масло, подтекающее отовсюду, то здесь двигатель и "окрестности" залиты дорожной жижей. Страдает, естественно, электропроводка. Первый звоночек на эту тему прозвучал еще в молодые гарантийные времена - тогда на "Шкоде" заменили крышку распределителя из-за окисления контактов в гнездах.

После того, как в очередной раз лопнули стекла обеих противотуманок, эти фары "ликвидировали как класс" (хотя чем они, в сущности, виноваты?), а их места в бампере закрыли заглушками. Словом, проблем с машиной набралось более чем достаточно для того, чтобы разувериться в непогрешимости импортной техники. Однако повременим с эмоциями. Как говорится, еще не вечер - посмотрим, что будет дальше.

Отечественный оппонент "Фелиции" начал отчетный период, естественно, с поломки - "сложилась" пополам спинка сиденья. Новое приобрели почти за 2000 рублей. Потом попал камешек в стекло фары, растрескались наконечники высоковольтных проводов, прогорел глушитель, сломалось левое наружное зеркало, завис игольчатый клапан в карбюраторе, сломался гидрокорректор фар. Кроме того, дважды меняли пресловутые печатные платы в задних фонарях: дорожки на них окислялись и фонарь включал, что ему в голову взбредет. Дефект, более чем распространенный на машинах "пятого", "восьмого" и "десятого" семейств. Дважды подряд меняли бензонасос: ось рычага вылетает из корпуса - явный брак. Продолжается "жор" масла: от ТО до ТО доливаем уже больше литра. Электропроводка то и дело выкидывает коленца. Как только на улице сырость, искра "уходит в колесо". Причина - негерметичные разъемы электропроводки, в которых скапливается влага. После очередной капитальной ревизии электросетей проблема исчезла. Или все-таки затаилась?

Как видим, хлопот с "Самарой" достаточно, они отнимают у владельцев много времени, нервов, но относительно немного денег, за что отечественные машины по-прежнему любят. Даже самая недорогая иномарка остается таковой до первой серьезной поломки. Эту простую истину мы как следует прочувствовали на собственной шкуре.
То, что машины стареют, заметно и в мелочах. По "девятке" продолжает ползти ржа (как-никак вторая зима без антикора), покоробило бамперы. Салон выглядит жалко: все перекосилось, скрипит и стучит. О сломанном сиденье мы уже говорили. Плохо работают дверные замки и стеклоподъемники, провисла полка багажника.

Если бы все эти огрехи - на фоне идеальной "механики", так ведь нет! Расход масла растет, вторая передача давно "хрустит" при включении, а в последнее время начала самопроизвольно включаться (очень характерный дефект современных вазовских коробок). Грядет также замена одного наружного ШРУСа. Похоже, "Самара" хочет отобрать у "Фелиции" первенство по значимости дефектов. По их числу, с учетом многочисленных мелких поломок - она и так безусловный лидер.

"Фелиция" тоже сдает: краска потускнела, весь передок в сколах. Однако коррозии сопротивляется стойко. Салон, стоит его хорошенько отмыть, - как новый, так что в мелочах нам с Европой, пусть и Восточной, не тягаться.

А вот повышенный расход топлива "Шкодой" можно списать не только на счет того, что в последнее время она эксплуатируется в более жестких, чем "девятка", режимах. Системы питания и зажигания требуют ревизии и регулировки. "Самара" пока демонстрирует завидную скромность в потреблении топлива.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С КОРОБКОЙ?
Итак, за 72 тыс. км шестерня пятой передачи "съела" (не срезала, не смяла, а стерла в пыль) шлицы на валу коробки. О таком дефекте, применительно к "Шкоде", раньше слышать не приходилось. Немало удивил он и специалистов сервисных центров, куда мы обращались в поисках запасных частей.

Можно предположить, что такая поломка не вызвана конструктивным недочетом, она - следствие дефекта, присущего конкретному агрегату. По этому поводу выдвинуты две гипотезы. Первая - нарушена технология обработки деталей: либо нормальная шестерня "сожрала" "мягкий" вал, либо слишком твердая шестерня расправилась с нормальным валом. Вторая: шестерни изначально сидели на шлицах неплотно, и со временем, в условиях недостаточной смазки (кто же будет принудительно смазывать не ходовые, а посадочные шлицы), шлицы были разрушены. Мы исследуем детали и попробуем ответить на вопрос: что же это было?

100 000 км ТОМУ НАЗАД...
Игорь ТВЕРДУНОВ
За рулем №9 2000

Сравнение технических характеристик



...мы купили две машины: белый VAZ 21093 и вишневую "Шкоду-Фелиция". Купив (а тому уже два года с хвостиком), пообещали рассказать, насколько отличается дешевая иномарка от отечественного аналога. Пришло время выполнить обещание.*

По своей конструкции многие "дешевые" иномарки ничем не превосходят ту же "Самару", порой даже уступают ей. Отечественную технику подводит плохая сборка и низкое качество комплектующих.

На одометре вылезла единичка с пятью нулями. Можно вписать последние цифры в бортовой журнал - программа испытаний закончена. Пару недель на оценку, дефектовку, измерения и - до свиданья, "шкодовка"! Счастливо, "девятина"! Скоро у вас будут новые хозяева.

Пока автомобили ждут своей участи на стоянке перед редакцией, мы, поглядывая на них из окошка, подводим итоги.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Оба автомобиля приобретены в марте 1998 года у официальных дилеров. Комплектация - минимальная. Из дополнительного оборудования на обе машины установлены одинаковые сигнализации "Сикура", магнитолы "Пионер", замки на рычаг коробки передач. Дополнительная антикоррозионная обработка не проводилась. В течение гарантийного срока обслуживались на рекомендованной продавцом сервисной станции. В послегарантийный период обслуживание и мелкий ремонт проводили в техническом центре "За рулем". Всю жизнь подопытные потребляли отечественный "девяносто второй" бензин и импортное минеральное моторное масло с вязкостью SAE 10W-40. Периодичность обслуживания - 10 000 км для "Шкоды" и 15 000 - для VAZ 21093, эксплуатация - круглосуточная, всесезонная. Ежедневная езда по Москве, регулярные выезды за город, периодически - дальние рейды. Экстремальные режимы эксплуатации зависели от пристрастий редакторов-испытателей. "Девятка" регулярно поднималась к вершинам гор, где водитель с грустью убеждался: нет, катанье на горных лыжах отменяется. "Фелиция" не раз (и не без помощи тягача) пробиралась на берег очередного водоема, чтобы седоки поняли: рыба клюет не здесь и не сейчас. Пробег 100 000 км достигнут за 26 месяцев.

ОТ ПОКУПКИ ДО ПРОДАЖИ
Приступим к поагрегатной оценке. Что самое дорогое - кузов? С него и начнем.

КУЗОВ. Каких-либо заметных нарушений геометрии у обоих автомобилей не замечено. Правда, у "Фелиции", "повешенной" на подъемник, с трудом закрывались двери. Но это смолоду. Коррозии иномарка сопротивляется много лучше. Несмотря на многочисленные повреждения лакокрасочного покрытия, видимых очагов коррозии не нашли. "Самара" тоже старается противостоять рже, но все-таки сколы краски на ней превратились в рыжие пятна. Появилась коррозия и в характерных местах - например, на рамке стекла пятой двери.

ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ. Оба мотора особых проблем не создавали. Двигатель "девятки" вызывал поначалу опасения тем, что "ел" масло. Однако расход его не увеличивался, и мотор по сей день демонстрирует бодрость духа, хотя прослыл жутким замарашкой: вечно в масле и грязи.

Стародавняя, восходящая к 60-м годам конструкция чешского двигателя вызывала, честно говоря, опасения за его долговечность. Однако ветеран оказался бойцом. Никаких нареканий, расход масла между заменами и по сей день нулевой, цепь привода распредвала, сколько нас ни пугали ее вытяжкой, родная. Разве что немного снизилась компрессия в третьем и четвертом цилиндрах. Основную же головную боль доставляли не сами моторы, а системы, их обеспечивающие.

Карбюратор "Солекс" на "девятке" - вещь в себе. Требует частых регулировок, которым сначала не поддается, а потом не хочет держать. Нас он тоже помучил, но, к счастью, недолго. Элементы системы зажигания надежны, а вот электропроводка... Но об этом позднее. Еще одна беда - бензонасос. Пока найдешь исправный, надо перепробовать десяток. Проще сразу купить импортный. Вал стартера раздолбил втулку, на которую он опирается, прокручивая двигатель. Пришлось изобретать оригинальный способ замены пустячной детальки. А вот стартер "Шкоды" морозным зимним утром взял и сгорел, чем "нагрел" нас на сто с лишним долларов.

Карбюратор "Фелиции" - лицензионный чешский "Пирбург" потребовал лишь замены мембраны в ускорительном насосе. С отверткой к нему не подходили по сорок тысяч километров. Коммутатор, заляпанный грязью и солью, оказался стойким - лишь единожды пришлось очистить закисшую "массу". А вот "трамблер", мягко говоря, замучил. Симптомы его неисправности: дерганье стрелки тахометра, рывки автомобиля на низких оборотах, общая вялость двигателя. Сначала грузик автомата опережения, соскочив со своей оси, прогрыз борозду в корпусе и засыпал электрический прибор алюминиевой пудрой (см. материал в разделе "Своими силами"). Потом захандрила электромагнитная катушка. Прибор ремонтопригоден, и это радует.
"Выпуск" "Самары" уже меняли, второй - на подходе. У "Фелиции" прогорела приемная труба - это, кстати, была последняя неисправность за сто тысяч.

ТРАНСМИССИЯ. И там, и тут - полная разруха. Коробку "Шкоды" заменили после того, как шестерня пятой передачи провернулась на валу, а стружка, попавшая в подшипники и шестерни, довершила разгром. Купить агрегат "б/у" оказалось дешевле, чем ремонтировать родной. Сделав так, мы не прогадали - подержанная коробка исправно отработала уже 25 тысяч. В приводе переключения передач потребовалось заменить две копеечные, но дефицитные резинки - тогда рычаг коробки перестал болтаться. У правого внутреннего ШРУСа разрушился чехол, мы этого вовремя не заметили и... купили новый шарнир.

Коробка VAZ 21093 страдала хроническим "пробоем" синхронизатора второй передачи. К восьмидесяти тысячам передачу стало выбивать. Коробку перебрали самостоятельно; теперь она подвывает и с трудом включается "первая". Прав был классик: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною...". Заменили также оба наружных ШРУСа.
Замену сцепления в сборе на обеих машинах совместили с ремонтом коробки (75 тыс. км - "Шкода", 80 тыс. км по состоянию на тот момент - ВАЗ). Оба сцепления запросто проходили бы тысяч до ста.

ПОДВЕСКА. На "Самаре" поменяли по гарантии передние стойки. Задние амортизаторы по сей день родные. Сейчас неплохо бы заменить весь комплект. На "Шкоду", стремясь увеличить дорожный просвет, поставили усиленные стойки, которые служат по сей день. А родные лежат в гараже, тоже совершенно исправные. На "девятке" работает третий комплект шаровых опор, на "Фелиции" - второй.

ТОРМОЗА. Передние тормозные диски заменили одновременно - при пробеге 85 000 км. Отечественные износились, у одного из чешских появилось биение. Передние колодки меняли трижды на VAZ 21093 и дважды - на "Фелиции". Задние, соответственно, один раз и ни разу.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Когда рейка "Шкоды" застучала впервые, заменили направляющую втулку. Второй раз источником звука стал шарнир рулевого вала: вновь замена. Потом опять загремела рейка, и мы купили новую. Вся эта эпопея случилась между 65-й и 70-й тысячами. Аналогичный механизм "Самары" прожил дольше, но сейчас рейку уже пора менять. До того заменили только наконечники рулевых тяг.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. У "Шкоды" - одна неисправность: "отгнил" провод от вентилятора. У "Самары" - одни неисправности. Второй год длится битва с платами задних фонарей, причем платы побеждают. Из-за безобразно проложенной проводки и негерметичных разъемов регулярно "отрубалось" зажигание. С проводкой сражались долго, пока не переложили весь передний жгут, загерметизировав разъемы. Пришлось менять блок реле и предохранителей - его плата сгнила.
Качество электрооборудования характеризует и работа сигнализации. Две одинаковые "сикуры" установлены в одной мастерской. На "Шкоде" "сигналка" трудится по сей день без единого сбоя, тогда как ее сестра на "девятке" поначалу мучила ложными тревогами, а потом и вовсе померла, сердечная.

ПРОЧЕЕ
У чешской машины этот список короток. Когда нам надоело покупать стекла противотуманных фар взамен треснувших, просто закрыли фары штатными заглушками.

У "Самары" "прочего" предостаточно: сломалось водительское сиденье, развалился подрулевой переключатель, вышли из строя гидрокорректор фар и задний стеклоочиститель, "закис" трос ручника, облезли наружные зеркала, покоробило бамперы, постоянно клинило курки дверных ручек, отваливались уплотнители, дребезжал и рассыпался салон... Список можно продолжать.

"ЗА" И "ПРОТИВ"
И все-таки не будем итожить, какая машина лучше - отечественная или импортная. Слишком много сугубо личных факторов влияет на выбор автомобиля каждым конкретным покупателем. Мы просто порассуждаем на тему "девятка" против "Шкоды" или даже более широко: российское изделие в сравнении с иностранным.

Вывод первый: "За Россию обидно!". Ведь "девятка", если посмотреть с точки зрения технаря, ничем не хуже "Фелиции", "Нексии" или "Renault 19" - наиболее дешевых импортных машин такого класса на нашем рынке. Они создавались в одно время, в них применены очень близкие технические решения. А по некоторым позициям (двигатель, например) отечественная машина куда современнее той же "Фелиции". Придумать придумали, а сделать толком не можем. Масса мелких, противных и совершенно глупых дефектов характеризует отношение отечественного производителя к своей продукции. Ведь "по-крупному" чешско-германское изделие ломалось ничуть не меньше российского.
Вывод второй: "дешевая" иномарка - это не страшно! Она не рассыпется на первой кочке, не потребует суперзатрат, не умрет от нашего бензина. Нормальный автомобиль со своими достоинствами и недостатками. Да, с недостатками. И не стоит бросаться в другую крайность, считая, что, купив импортный автомобиль за 6-9 тысяч долларов, получите совершенно беспроблемный аппарат. Это наверняка будет ровесник нашей "Самары", да к тому же произведенный вдалеке от центров автомобильной моды. Можно, однако, рассчитывать на более высокую культуру производства - когда с первых километров не надо "подбирать сопли", а потом год "доводить до ума". Можно надеяться на меньший процент заводского брака: стойки не вытекут на первых тысячах, новый ШРУС не разберется на ходу, размерные группы поршней и цилиндров будут соответствовать друг другу. Общий же ресурс узлов и агрегатов дешевой иномарки вряд ли будет выше, чем у отечественной машины... которую владелец, правда, "довел до ума".

Вывод третий: деньги решают все! Иномарка, даже самая дешевая, дороже российского автомобиля. Дороже ее обслуживание и ремонт. Именно это - основная преграда на пути импорта. Отечественные машины покупают не потому, что они такие хорошие, а потому, что дешевые. Не верите? Тогда попытайтесь представить себе обеспеченного россиянина, который по доброй воле продает свой... нет, не "Мерседес", он не так богат, а, скажем, "Ниссан-Алмера", и покупает VAZ 2106. Слабо верится. Теперь, уважаемый читатель, представьте себя обеспеченным человеком. Устроились, например, на хорошую работу (ограбили банк, открыли свое дело, получили наследство). Бытовые проблемы решили, садоводство на даче забросили, дети учатся в хорошей школе, жена отдыхает на теплом море, кошка ест "Вискас", а вы... ремонтируете в гараже престарелый "Жигуль"? Вот то-то.

Вывод последний: выше головы не прыгнешь! Посчитайте денежки. Купить - полдела, потом придется содержать. Заранее поинтересуйтесь ценами на ремонт и запчасти и не надейтесь, что со всеми проблемами справитесь сами или руками гаражного "дяди Васи". Наверняка придется иметь дело с фирменным сервисом или более квалифицированным (и дорогим) "дядей". Вас это не пугает - тогда вперед! Есть сомнения? Тогда перед вами все разнообразие отечественной техники, не слишком изысканной, но куда более дешевой. Главное - делать покупку по расчету, а не по любви.

Последствия ремонта на фирменной СТО

VAZ 21093, она же "девятка", она же "девятина". Родилась в конце 1997 года. Не иначе, предновогодние настроения "родителей" сказались на наследственности "ребенка". Переболела всеми известными в ее роду болезнями. Смолоду отличалась склонностью к мелким пакостям, которые подкидывала в самое неподходящее время. Постоянно требовала ухода и пусть недорогого, но регулярного лечения. Многие заболевания стали хроническими. С возрастом характер окончательно испортился: выходки стали грубыми и бестактными. Склонность к брюзжанию панелей обивки стала патологической. Сохранила здоровое сердце и способность передвигаться, но уже близка к маразму. Выглядит старше своего возраста. Проживет еще долго, но требует серьезного лечения. В противном случае замучает непредсказуемым поведением.

"Шкода Фелиция", она же "шкодовка", она же "филимойша". Родилась весной 1998 года. Отпрыск знатного, но обедневшего рода. Отец - истинный ариец. Несмотря на субтильную внешность и тонкие ножки, в молодости отличалась завидным здоровьем. Характер ровный, покладистый. Со временем на здоровье подопечной начала сказываться среда обитания. Болела не часто, но серьезно. Требовала дорогостоящего лечения. Хроническими болезнями не страдает. Внешне выглядит на свой возраст. При хорошем уходе будет жить еще довольно долго до полного одряхления организма.

Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гость






СообщениеЗаголовок сообщения:
Добавлено: Чт Окт 14, 2010 7:46 pm 
Ответить с цитатой

мне нужна схема на проводку магнитолу где можно на каком сайте найти
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АW.BY -> Выбираем и прицениваемся Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

На главную Частные объявления Новые запчасти Поиск авто АвтоКаталог Форум