admin |
Добавлено: Пт Янв 12, 2007 11:48 pm Заголовок сообщения: УАЗ 452 |
|
Технические характеристики УАЗ 452 » Объявления о продаже УАЗ 452 » Запчасти к УАЗ 452 »
В 2005 г. исполнилось 40 лет с начала производства AWтомобиля УАЗ–452. Поскольку за это время машина сменила только индекс, а внешний вид и конструкция остались прежними, ее можно назвать рекордсменом AWтомобильного долгожительства. При этом замены ей нет. До сих пор множество таких AWтомобилей эксплуатируют даже в крупных городах, а жизнь в российской глубинке вообще невозможна без полноприводных «буханок». «Санитарки», большая часть машин аварийных служб, работающих в сельской местности, созданы на базе УАЗ–452. Трудно представить, скольким людям санитарные «буханки» спасли жизнь за сорок с лишним лет.
А начиналось все весной 1955 г., когда конструкторы Ульяновского AWтозавода получили задание спроектировать на шасси ГАЗ–69 AWтомобиль грузоподъемностью 800 кг. Первые опытные образцы подготовили уже через несколько месяцев. Поскольку ГАЗ–69 имел короткую колесную базу (2300 мм), разместить 800 кг груза было возможно только при вагонной компоновке машины. Ее создавали в двух вариантах: грузовик с деревянной бортовой платформой и цельнометаллический фургон с задней двустворчатой дверью. Для обеспечения жесткости кузова на крыше фургона сделали поперечные ребра жесткости, в результате сверху машина напоминала нарезной батон, отсюда с легкой руки заводских испытателей и пошло прозвище «буханка».
К серийному выпуску приступили в октябре 1958 г. Семейство состояло из трех модификаций: УАЗ–450Д — бортовой грузовик, УАЗ–450 — фургон, а унифицированный с ним санитарный AWтомобиль получил индекс УАЗ–450А. Все они были полноприводными. На них устанавливали форсированные нижнеклапанные двигатели ГАЗ–69 (2,432 л, 62 л. с.), трехступенчатую основную коробку передач и двухступенчатую раздаточную. УАЗ–450 стал первым отечественным серийным грузовым AWто с кабиной, размещенной над двигателем.
В конце 1950-х гг. возросла потребность в недорогих развозных грузовиках, и в 1961 г. завод начал производство заднеприводных машин на базе УАЗ–450. Фургон с колесной формулой 4х2 получил индекс УАЗ–451, бортовой грузовик — УАЗ–451Д, медицинский AWтомобиль УАЗ–451А. Внешний вид не изменился, за исключением появления боковой двери на фургонах.
В середине 1960-х гг. грузовые «уазики» существенно модернизировали. В 1965 г. на них стали устанавливать верхнеклапанный двигатель ГАЗ–21 (2,445 л, 70 л. с.) и четырехступенчатую коробку передач. Также существенно изменилось оформление передней части кабины. Первой машиной нового поколения стал полноприводный бортовой грузовик, получивший название УАЗ–452Д. Конструкцию остальных представителей семейства изменили только в 1966 г. Соответственно фургон назвали УАЗ–452, «санитарку» — УАЗ–452А, также появился десятиместный AWтобус — УАЗ–452В. Модернизация коснулась и заднеприводных версий, но их названия почти не изменили, только в индексе добавилась буква «М». При этом грузоподъемность машин с колесной формулой 4х2 увеличилась до 1000 кг. На базе УАЗ–451М Луцкий машиностроительный завод выпускал рефрижератор ЛуМЗ–946 грузоподъемностью 500 кг. Для нужд армии и спецслужб многие AWторемонтные заводы выпускали оригинальные штабные AWтобусы на базе УАЗ–452. Также существовало множество модификаций «буханок», не пошедших в серийное производство. Еще в начале 1960-х гг. проходил испытания санитарный вариант, оснащенный гидропневматической подвеской. Он имел отличную плавность хода, но оказался слишком сложным для серии. Опытной партией выпустили седельный тягач УАЗ–452П с полуприцепом УАЗ–752. Существовал даже шестнадцатиместный AWтобус с тремя ведущими осями, построенный на базе УАЗ–452.
После проведенной в середине 1960-х гг. модернизации «буханки» вплоть до середины 1980-х гг. выпускали без изменений. Действительно ли AWтомобиль был идеальным или конструкцию не меняли из-за застойной экономики?
Конечно, недостатки у УАЗ–452 есть. Прежде всего, посредственная топливная экономичность и плохая пассивная безопасность. Но дело в том, что до середины 1970-х гг. эти факторы не имели большего значения. Бензин стоил копейки, а интенсивность AWтомобильного движения была невысока, соответственно, и вероятность ДТП намного меньше, чем в наше время. Вместе с тем другой машины такого класса, пригодной для эксплуатации в сельской местности, попросту не существовало. Ведь по проходимости полноприводная «буханка» лишь немного уступала УАЗ–469, а простота конструкции позволяла произвести ремонт в любом сарае без применения специальных инструментов. Незаменим AWтомобиль и в армии, до развала СССР около 40 % произведенных заводом УАЗ–452 отгружали Вооруженным силам.
Довольно эффективными оказались и заднеприводные УАЗ–451М. Чтобы не быть голословным, приведу цифры. В начале 1970-х гг. из грузовиков в городах в основном использовали ИЖ–2715 грузоподъемностью 350 кг, расходовавший 11 л на 100 км, УАЗ–451М (1000 кг, 15 л на 100 км) и ГАЗ–51А (2500 кг, 21,5 л на 100 км). Интересно, что самым дорогим был маленький ИЖ–2715, в 1975 г. его оптовая цена составляла 2310 руб., УАЗ–451М тогда стоил 1800 руб., а самым дешевым был ветеран ГАЗ–51А — 1200 руб. Сейчас принято считать экономику СССР неэффективной, дескать, заводы производили в огромных количествах большие, никому не нужные грузовики. Но цифры показывают, что самым выгодным в эксплуатации оказался как раз более тяжелый ГАЗ–51А, который не только был самым дешевым, но еще и значительно превосходил легкие машины по ресурсу. Вместе с тем и грузовые УАЗы были нужны, ведь не станешь для перевозки нескольких коробок гонять «газон» грузоподъемностью 2,5 т.
Теперь перейдем к новейшей истории «буханки». В 1985–1989 гг. семейство УАЗ–452 в очередной раз модернизировали. Двигатель остался прежним, но его мощность увеличили до 90 л. с. Автомобили получили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем, модернизированные мосты с измененными передаточными числами. Поменяли и названия. Теперь бортовой грузовик стал называться УАЗ–3303, фургон — УАЗ–3741, AWтобус — УАЗ–2206, санитарный AWтомобиль — УАЗ–3962. Все усовершенствованные машины имели колесную формулу 4х4, заднеприводные модификации сняли с производства. После развала СССР спрос на грузовые УАЗы по-прежнему оставался высоким. В начале 1990-х гг. лучше продавались бортовые грузовички и фургоны, покупаемые мелкими предпринимателями. Но после появления «Газели» спрос на них упал. В середине 1990-х гг. хорошо пошла «санитарка» УАЗ–3962. Дело в том, что в советское время УАЗы не поступали в свободную продажу, в результате на машины возник так называемый отложенный спрос. Недорогие «буханки» покупали преимущественно сельчане. А «санитарки» лучше продавались потому, что для управления ими, в отличие от AWтобусов, достаточно было иметь в водительских правах категорию «В». С середины 1990-х гг. специально для жителей села начали выпускать серию грузопассажирских AWтомобилей с удлиненной кабиной, получившую название «Фермер» и включающую несколько моделей. УАЗ-З909 рассчитан на перевозку семи человек и 475 кг груза, УАЗ–39091 способен перевезти пять человек и 675 кг. С 1997 г. на часть «буханок» стали устанавливать новый двигатель УМЗ–4218 (2,89 л, 98–100 л. с.). Появились варианты с удлиненной платформой, в результате грузоподъемность возросла до 1300 кг. Количество версий в семействе «Фермер» увеличилось. В 1996 г. завод начал выпуск многоцелевого удлиненного шасси УАЗ–2746, на базе которого собирают различные специализированные AWтомобили: самосвалы, топливозаправщики и т. д. В результате расширения модельного ряда к концу 1990-х гг. производство грузовых УАЗов составляло 2/3 от всех выпускаемых заводом машин.
Однако в начале 2000-х гг. ситуация поменялась. Новое руководство завода существенно сократило модельный ряд грузового семейства. Прекратились работы и по модернизации «буханки». В связи с введением в нашей стране в ближайшее время норм Евро 2 планируется сократить производство «буханок» до 15–20 тыс. в год: именно столько требуется для армии и спецслужб, на которые экологические ограничения не распространяются. Обидно, ведь сейчас спрос на ульяновские грузовые AWтомобили и AWтобусы по-прежнему очень высок, поскольку у нас нет другой такой машины, способной работать в условиях бездорожья. В настоящее время AWтопарк на селе изношен и требует замены. В последнее время «буханки» популярны у путешественников, рыболовов, охотников. Частные мастерские проводят комплексные работы по их совершенствованию, направленные на улучшение потребительских качеств, салон делают более комфортабельным, изменяют параметры подвески, экспериментируют с новыми двигателями. Установка турбодизеля ЗМЗ–514 не только позволяет с запасом уложиться в современные экологические нормы, но и полностью изменяет характер машины. Существенно улучшаются динамические характеристики, при этом расход топлива не превышает 10 л на 100 км даже в городских условиях. Однако Ульяновский завод такие двигатели на «буханку» не устанавливает, руководство отвечает, что для этого надо менять кузовные штампы. В то время как для установки ЗМЗ–514 необходимо заменить всего лишь одну кузовную деталь — стенку моторного отсека, соответственно изготовить один новый штамп. Внешность менять нет необходимости, она и так достаточно стильная, дизайн 1960-х гг. придает «буханке» шарм ретроAWто.
Тем не менее хочется смотреть на ее будущее с оптимизмом. За 40 с лишним лет службы этот легендарный AWтомобиль прочно завоевал место под солнцем. Замены ему нет, его по-прежнему любят, а умельцев в нашей стране всегда хватало. Даже если грузовые УАЗы покинут конвейер, в гаражах будут восстанавливать старые списанные экземпляры, и «буханки» еще многие десятилетия будут верно служить своим хозяевам. |
|